Обзор "налоговых" решений ВС РФ: от расчета налогов до проверок
Ежедневно в судах рассматривается огромное количество налоговых споров организаций и инспекций. Уследить за всеми решениями и понять тенденции судебной практики довольно сложно, но ФНС России иногда выпускает письма с обзорами знаковых судебных позиций. Недавно как раз вышло такое письмо, обобщившее важные решения ВС РФ (письмо ФНС РФ от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693@), а мы выбрали самые интересные и полезные из них.
Налоги
Налог на прибыль организаций
Начнем, пожалуй, с позитивного. Организациям, решившим сменить систему налогообложения с упрощенной на общую (ОСН), в составе расходов можно учесть затраты на приобретение товара, купленного в период применения УСН, а проданных при ОСН, – причем независимо от того, какому объекту налогообложения отдавал предпочтение налогоплательщик. Такой вывод сделал ВС РФ, рассмотрев следующее дело.
Налогоплательщик-упрощенец, применявший объект налогообложения "доходы", приобрел товар, а реализовать его получилось только в следующем налоговом периоде – в котором уже применялась общая система налогообложения. Налоговое законодательство позволяет учитывать расходы на приобретение имущества после перехода с УСН на ОСН (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ), однако налоговая инспекция посчитала, что это применимо только к тем налогоплательщикам, которые в период использования УСН выбрали объект налогообложения "доходы минус расходы". Суд же встал на сторону организации и разрешил ей учесть расходы на приобретение товаров в том периоде, в котором они были реализованы (Определение ВС РФ от 6 марта 2015 г. № 306-КГ15-289). Такой вывод он сделал на основании того, что устанавливая возможность учета расходов после перехода на ОСН, законодатель обошелся без уточнения применяемого налогоплательщиком объекта обложения.
Получить доступ
В другом же деле о правомерности учета расходов Суд встал на сторону инспекции. При заключении договоров на оказание услуг по организации горячего питания налогоплательщики-собственники иногда предоставляют помещения столовых безвозмездно. Но при этом несут затраты по содержанию таких помещений. Как разъяснил Суд, принять такие расходы для целей исчисления налога на прибыль организация-налогоплательщик не сможет. Ведь прибыли собственник не извлекал, поскольку доход от реализации продукции в столовых получал не он, а исполнитель услуг (Определение ВС РФ от 9 декабря 2014 г. № 306-КГ14-5530).
Еще одно судебное решение касается безвозмездно полученного имущества организациями, выпускающими подарочные карты. Если покупатель-физлицо не предъявил такую карту в течение указанного на ней срока для получения товара, то организация-продавец обязана учесть стоимость карты как внереализационный доход. Такой вывод Суд сделал на основании следующего. Покупая подарочную карту, гражданин фактически осуществляет 100%-ную предоплату товара, который можно забрать в течение срока действия карты. При обмене карты на продукцию происходит ее реализация, и именно этой датой учитывается доход для целей налогообложения прибыли. Если же в указанный на карте срок обмена ее на товар не происходит, то сумма предварительной оплаты будет считаться безвозмездно полученным имуществом, а его стоимость необходимо отразить во внереализационных доходах в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ (Определение ВС РФ от 25 декабря 2014 г. № 305-КГ14-1498).
Наконец, ВС РФ разъяснил, как влияет составление акта сверки на срок исковой давности по спорам между налогоплательщиком и должником-контрагентом – по мнению Суда, этот срок начинает течь заново каждый раз после составления акта (Определение ВС РФ от 17 сентября 2014 г. № 306-КГ14-1683). В соответствии с положениями ГК РФ течение срока исковой давности прерывается, если должник признает свои обязательства (ст. 203 ГК РФ). А значит, подписанный контрагентом акт сверки, который как раз и свидетельствует о признании им долга, прерывает трехлетний срок исковой давности. Поэтому, организации-налогоплательщику, если она является кредитором, необходимо тщательно оценить действительную необходимость составления акта сверки. Должникам, напротив, составлять такие акты выгодно – можно не включать в состав внереализационных доходов долг, списанный по истечении срока исковой давности.
НДС
Несколько судебных решений, приведенных в письме ФНС России, связаны с предоставлением премий или скидок при приобретении товара. В первом из них суды встали на сторону налоговой инспекции, указав, что если при предоставлении поставщиком премий или скидок изменяется стоимость товара, то и сумму полученных налоговых вычетов по НДС также необходимо скорректировать (Определение ВС РФ от 10 ноября 2014 г. № 305-КГ14-3243). Ведь скидка фактически снижает первоначальную стоимость товара, а значит, изменяется и налоговая база для расчета НДС. Если налогоплательщик успел предоставить налоговую декларацию по НДС и получить по ней налоговый вычет, то следует подать уточненную отчетность и вернуть в бюджет часть полученного вычета.
Но корректировать НДС и возвращать полученный вычет не придется, если условиями договоров не предусмотрено изменение цены поставленных товаров в результате выплаты поставщиками премий за достижение обществом определенных объемов закупок. В этом случае стоимость товара, а значит, и налоговая база для расчета НДС, не меняется и пересчитывать налоговый вычет налогоплательщику-покупателю не нужно (Определение ВС РФ от 17 февраля 2015 г. № 304-КГ14-3095).
Суды рассмотрели и еще один случай, когда организация-налогоплательщик обязана будет подать уточненную декларацию и восстановить ранее полученные налоговые вычеты. Это произойдет, если сделку, которую покупатель оплатил и по которой уже получен вычет по НДС, признали недействительной (Определение ВС РФ от 9 октября 2014 г. № 309-КГ14-2300). Причем налог придется восстановить и в том случае, если продавец вернул деньги не полностью.
Налог на имущество организаций
Как определить срок полезного использования имущества, приобретенного по договору финансовой аренды, пояснил ВС РФ в одном из своих определений. Для объектов основных средств, взятых в лизинг, этот срок рассчитывается не на основании Классификации основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1), как полагали налоговые органы, а в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, то есть признается равным сроку действия договора аренды (Определение ВС РФ от 25 сентября 2014 г. № 305-КГ14-1477). Например, в лизинг на пять лет передана мартеновская печь, срок полезного использования по Классификации основных средств которой составляет свыше 15 до 20 лет включительно. Однако для целей налогообложения должен использоваться именно пятилетний срок полезного использования.
Земельный налог
Часто организации обращаются в суд для пересмотра установленной кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков. В случае положительного решения в государственный кадастр недвижимости вносится измененная кадастровая стоимость. Новая стоимость устанавливается на основании вступившего в силу судебного акта. Но возможность применять ее ретроспективно законодательством не предусмотрена даже в том случае, когда судебное решение касалось прошлых периодов. Поэтому пересчитать земельный налог на основании новой кадастровой стоимости не получится (Определение ВС РФ от 6 марта 2015 г. № 304-КГ15-356).
Необоснованная налоговая выгода
Уже почти 10 лет налоговые органы оспаривают реальность тех или иных хозяйственных операций, требуя признать полученную налогоплательщиком налоговую выгоду необоснованной (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). Каждое из таких судебных решений помогает организациям понять, какие именно детали в сделке или досье контрагента вызовут наибольший интерес проверяющих.
Так, например, для подтверждения реальности хозяйственных взаимоотношений нужно доказать не только факт приобретения (оплаты) товара, но и факт его доставки транспортной организацией или своими силами, утилизации тары, хранения товара и использования его в производстве (Определение ВС РФ от 3 февраля 2015 г. № 309-КГ14-2191).
А при получении услуг, например, консультационных налогоплательщик должен предоставить не только все подтверждающие расходы первичные документы, но и документы, позволяющие установить объем, стоимость и количество оказанных услуг, а также доказать экономическую необходимость получения этих услуг (Определение ВС РФ от 29 октября 2014 г. № 308-КГ14-2792). Последними могут быть, например, приложения к договору оказания услуг, в которых подробно описаны все документы заказчика, юридическую экспертизу которых провел исполнитель, все обращения в судебные и иные органы, которые он произвел в интересах заказчика, и т. д.
Споры относительно обоснованности налоговой выгоды возникают не только в отношении экономической обоснованности или реальности осуществления сделки. Внимание проверяющих привлекают и формальные реорганизации компаний. Так, в одной фирме часть работников была переведена в подконтрольные организации, причем все заявления на увольнение были подписаны одним днем, после перевода за работниками сохранились те же должности, та же зарплата и трудовые обязанности, что и у работодателя-налогоплательщика. Да и рабочие места остались прежними. Сделав из этого вывод, что перевод работников был формальным, проверяющие заявили, что дробление бизнеса таким образом позволило налогоплательщику применять специальный налоговой режим и получить необоснованную налоговую выгоду. Суд с выводами налоговой инспекции согласился (Определение ВС РФ от 23 января 2015 г. № 304-КГ14-7139).
Еще одно судебное разбирательство касалось формального соблюдения условий для применения льготы по налогу на прибыль в виде не облагаемого налогом безвозмездно полученного имущества (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом необходимо, чтобы передающая организация участвовала во вкладе получающего налогоплательщика не менее чем на 50%. Однако выполнение этого формального требования не позволит снизить налоговую базу, если обе компании являются взаимозависимыми, да еще и к тому же учредителем обоих выступает один и тот же человек, передающая организация никакой деятельности не ведет, а получение денег не преследовало какие-либо хозяйственные цели, но было совершено лишь с целью уклонения от уплаты налога. Инспекция признает такую схему фиктивной и расценит как получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (Определение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № 303-КГ14-4580).
Проведение налоговых проверок
По общему правилу налоговая инспекция не имеет права в рамках повторной выездной налоговой проверки проверять период более трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). Однако, как пояснил ВС РФ есть обстоятельства, когда проверкой могут охватываться и более ранние периоды. Это допустимо в том случае, если организация подала уточненную декларацию за период более трех лет, предшествующих году проверки, сумма налога в которой меньше, чем в первичной. Все дело в том, что налоговое законодательство не ограничивает налогоплательщиков по срокам уточнения сданной отчетности, а значит, и инспекции, по мнению Суда, могут проводить повторную выездную проверку таких деклараций (Определение ВС РФ от 5 марта 2015 г. № 305-КГ15-606).
При вынесении решений по результатам налоговых проверок налоговые органы должны соблюдать процедуры рассмотрения материалов проверки. При этом нарушение такой процедуры может служить основанием для отмены решения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Но, как пояснил ВС РФ, признать решение недействительным можно только при условии нарушения прав и интересов налогоплательщика оспариваемым решением, а, например, подписание приложений к решению разными сотрудниками налоговой инспекции права и интересы организации само по себе не ущемляет. Причем организация сама должна доказать, что нарушение ее прав и интересов действительно произошло (Определение ВС РФ от 13 марта 2015 г. № 301-КГ15-2264, Определение ВС РФ 27 февраля 2015 г. № 305-КГ14-8994).
Привлечение к ответственности
Налоговые органы в ходе проведения налоговых проверок часто осуществляют различные контрольные мероприятия, например, запрашивая выписки из банка по счетам организаций или документы у контрагентов налогоплательщика. При этом за отказ в выполнении подобных требований предусмотрена налоговая ответственность. Так, в случае, если организация не предоставит информацию по сделке, которую проверяют инспекторы, то ей грозит штраф в размере 5 тыс. руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). При этом, как пояснил Суд, не имеет значения, является ли проверяемый налогоплательщик прямым контрагентом той организации, у которой запрошены документы, или же "по цепочке" (Определение ВС РФ от 17 сентября 2014 г. № 306-КГ14-1989).
А банки, пояснил Суд, могут и не предоставлять выписки по счетам организаций, в отношении которых не проводятся мероприятия налогового контроля (Определение ВС РФ от 17 сентября 2014 г. № 306-КГ14-1989).