Пленум ВС РФ разъяснил вопросы применения норм Таможенного кодекса ЕАЭС
khunaspix / Depositphotos.com |
На минувшей неделе Пленум ВС РФ принял постановление, в котором разъяснил ряд вопросов, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. № 49). В частности, в нем рассмотрены вопросы, касающиеся определения таможенной стоимости ввозимых товаров, доказывания достоверности предоставленных декларантами сведений, возврата таможенных платежей, перемещения товаров для личного пользования и ряд иных.
Так, Пленум ВС РФ напомнил, что стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При этом судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля. Бремя ее опровержения лежит на таможенном органе.
Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом.
Также ВС РФ напомнил, что примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена только лишь по мотиву несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле. В то же время существенное отклонение заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного определения таможенной стоимости.
При проведении проверки в случае выявления признаков недостоверного определения таможенной стоимости таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
А при оценке правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости нужно учитывать, что декларант вправе предоставить дополнительную информацию относительно заявленных данных. Если же он не воспользовался этим, то таможенный орган может определить стоимость тем методом, для применения которого у него имеются необходимые документы и сведения.
Кроме того, ВС РФ пояснил, что принятие таможенной стоимости товаров не исключает права таможенных органов на проведение таможенного контроля после выпуска товаров. Однако проведение таких мероприятий не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между декларантом и таможенным органом разногласиями, в том числе по определению таможенной стоимости, классификации, происхождению товаров и т.п.
Еще один важный момент, на который обратил внимание Пленум ВС РФ, касается возврата таможенных платежей. Поясняется, что при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение 3 лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
Ряд разъяснений, приведенных в постановлении, посвящен особенностям рассмотрения дел с участием граждан.
В частности, Пленум ВС РФ напомнил, что товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС.
Само по себе установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.
Также приведены разъяснения, касающиеся освобождения от таможенных платежей по временно ввезенным на таможенную территорию ЕАЭС транспортным средствам в случае их гибели, хищения (угона).
В связи с принятием настоящего постановления утратили силу прежние разъяснения по вопросам применения судами таможенного законодательства, утвержденные Пленумом ВС РФ в 2016 году.