Андрей Макаров призвал к аккуратности при определении круга ведомств, которые могут получить доступ к налоговой тайне
В прошлом году Правительство РФ внесло в Госдуму два законопроекта о внесении изменений в ст. 102 НК РФ, которыми может быть расширен перечень субъектов, имеющих доступ к налоговой тайне. Так, в одном из них предлагается открыть доступ к таким сведениям для ФАС России1, а во втором – для финансовых органов регионов и муниципалитетов2. В настоящее время проекты готовятся к рассмотрению Госдумой, а совсем недавно прошли "нулевые" чтения этих документов в Общественной палате РФ.
Напомним, к налоговой тайне относятся любые сведения, полученные налоговыми, следственными, таможенными органами, органами внутренних дел и государственного бюджетного фонда о налогоплательщике за исключением:
- общедоступной информации;
- ИНН налогоплательщика;
- данных о нарушениях налогового законодательства и наложенных за это штрафах;
- сведений, предоставляемых органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам, и прочие (п. 1 ст. 102 НК РФ).
Чтобы получить сведения, составляющие налоговую тайну, другие ведомства должны обращаться в налоговую службу с соответствующими запросами. Для оптимизации и ускорения работы антимонопольной службы и финансовых органов и были разработаны вышеуказанные проекты. Кстати, автором обеих инициатив является Правительство РФ.
Необходимость принятия новых норм пояснили эксперты на "нулевых" чтениях законопроектов. Так, начальник правового управления ФАС России Сергей Пузыревский рассказал, что законопроекты в случае их принятия могут упростить реализацию двух функций ведомства. Первая – это наложение штрафов на правонарушителей-юридических лиц за нарушения антимонопольного законодательства (ст. 14.31-14.33 КоАП РФ). Для этого антимонопольной службе необходимы данные о сумме выручки нарушителя от реализации товара на том рынке, на котором было обнаружено нарушение. Вторая функция, требующая доступа к налоговой тайне, – анализ сделок по слиянию и поглощению и приобретению акций. В этом случае необходимы данные об активах организаций. Обе группы сведений относятся к налоговой тайне (п. 1 ст. 102 НК РФ).
В настоящее время такие сведения служба получает или по запросам в ФНС России, или непосредственно от налогоплательщиков.
Однако при наличии возможности направлять соответствующие запросы напрямую в налоговые органы сбор этих данных, а, следовательно, и работа ведомства значительно упростятся. Однако председатель Комитета Госдумы России по бюджету и налогам, Андрей Макаров возражает против такой точки зрения. По его мнению, указанные законопроекты предполагают другой механизм – предоставление антимонопольной службе и финансовым организациям не конкретных сведений по конкретному налогоплательщику, а всех сведений по всем налогоплательщикам.
К слову, некоторыми данными налоговая служба вряд ли располагает, ведь сведений о полученной выручке от реализации товаров и услуг на конкретном рынке сбыта нет в налоговой декларации, и получить такую информацию можно только по результатам проверки того или иного налогоплательщика. Финансовые органы также заинтересованы в получении информации, составляющей налоговую тайну, – по заявлениям их представителей, она необходима для формирования и исполнения бюджетов соответствующих регионов и муниципалитетов. Однако, как указал Андрей Макаров, для этих целей муниципалитетам вовсе не обязательно получать информацию о каждом налогоплательщике в отдельности, достаточно владеть среднестатистическими данными. Кроме того, все сведения об исчислении и уплате налогов, которые могут понадобиться финансовым органам, налоговые инспекции обязаны предоставлять и сейчас.
Заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС России Леонид Зайганов полагает, что раскрывать информацию, составляющую налоговую тайну, безусловно, нужно более широкому кругу пользователей. Но в то же время, по мнению чиновника, необходимо четко определить, кому именно и в каком объеме ее предоставлять. Ведь для создания специализированной базы данных, которой одновременно могут пользоваться и налоговая служба, и финансовые органы субъектов и муниципалитетов, и антимонопольная служба, и ряд других пользователей потребует больших финансовых затрат.
Омбудсмен по налогам, председатель экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов и вовсе предложил ужесточить режим сведений о налогоплательщиках. Он подчеркнул, что налоговые декларации становятся все более и более детализированными. Например, в декларации по НДС представлены не только налоговая база и сумма налога, но и весь перечень контрагентов налогоплательщика, а также величина сделок по каждому из них. А значит, сведения, содержащиеся в декларациях, необходимо хорошо защитить и предоставлять доступ к ним только определенному кругу сотрудников ведомств. "Это как раз тот случай, когда распространение сведений может нести ущерб безопасности государства. Поэтому стоит поднять вопрос о приравнивании налоговой тайны к государственной тайне", – отметил эксперт.