Правовой статус Федерального Собрания РФ предлагается урегулировать отдельным законом
Депутат Госдумы Сергей Миронов внес в нижнюю палату парламента проект федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании РФ"1.
Документ подготовлен в целях развития положений Конституции РФ о парламенте и обеспечения необходимого объема правового регулирования парламентской деятельности. Автор документа отмечает, что статус и организация деятельности высшего органа исполнительной власти (Правительства РФ), высших органов судебной власти (КС РФ и ВС РФ) установлены соответствующими федеральными конституционными законами, а федеральный конституционный закон о Федеральном Собрании до настоящего времени не принят.
Так, Федеральное Собрание в законопроекте определяется как представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Госдумы. Эти палаты равноправны и каждая из них реализует полномочия по вопросам своего ведения. Прописан порядок формирования Совета Федерации и Госдумы, определены вопросы их ведения, а также закреплен статус парламентариев.
Кроме того, документ устанавливает основные принципы деятельности Федерального Собрания (соблюдение прав и свобод человека и гражданина, народовластие, законность, учет особенностей федеративного устройства России, самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, гласность, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность и т. п.) и порядок организации его деятельности (включая определение организационной структуры и должностных лиц палат Федерального Собрания и закрепление их полномочий).
Также конкретизированы полномочия Федерального Собрания по принятию федеральных конституционных и федеральных законов (например, устанавливается запрет на принятие законов в трех чтениях в один день), по осуществлению парламентского контроля, в сфере кадровой политики и т. д.
Кроме того, в законопроекте устанавливается правовая основа деятельности парламентской оппозиции (фракций в Госдуме, заявивших в предвыборной программе или в текущей деятельности о своем несогласии с официальным политическим курсом, проводимым Президентом РФ, Правительством РФ или фракцией, представляющей парламентское большинство). В частности, закреплено, что парламентской оппозиции гарантируется право быть представленной пропорционально в комитетах и комиссиях Госдумы, иных органах палаты, право на пропорциональное избрание на руководящие должности в Госдуме, а также равный и свободный доступ к СМИ, в том числе учрежденным органами гос власти.
Отдельные главы законопроекта посвящены гарантиям деятельности палат Федерального Собрания, реализации представительных полномочий палат Федерального Собрания, взаимодействию с другими органами госвласти, с политическими партиями, общественными и религиозными организациями, институтами гражданского общества, а также координации законодательной деятельности Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов госвласти субъектов РФ.
По мнению разработчика инициативы, принятие федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" восполнит образовавшийся правовой вакуум в законодательном регулировании деятельности парламента и будет способствовать повышению результативности деятельности обеих палат Федерального Собрания и созданию правовых условий для эффективного взаимодействия между ними.
"Закон о парламенте создаст рамки парламентского права, обеспечит целостное регулирование отчасти разрозненных в настоящее время правоотношений, связанных с организацией и деятельностью парламента, четко определит роль парламента в верховном руководстве страны, повысит эффективность взаимодействия Федерального Собрания с другими органами государства, укрепит авторитет парламента в обществе", – подчеркивает Миронов.